Хотите получить скидку на уборку 10%

Подпишитесь на рассылку.

В рассылке публикуем опросы, голосования за нововведения в компании и скрытые акции

Форма заказа

м2
Поля, отмеченые *, обязательны для заполнения

Cогласен с обработкой моих персональных данных в соответствии с ФЗ РФ от 27.06.06 г. N°152-ФЗ «О персональных данных».

Время чтения 10 минут. Нет времени читать?

Вышлем статью на почту




Искусство или вандализм? Стрит-арт и уборка

bancsy

Искусство или вандализм? Вот главный вопрос стрит-арта с его спонтанным, «партизанским» творчеством прямо на улицах города. Конечно, неприличные слова, написанные перманентным маркером, и небрежные росчерки баллончиком вряд ли украсят хотя бы одну стену. Но в архивах уличного искусства есть и истинные шедевры, которые преображают городское пространство, делая его более осмысленным и эстетичным. Увы, сотрудники клининговых служб редко способны отличить одно от другого. В результате лучшие произведения мирового стрит-арта нередко оказываются в буквальном смысле стёрты с лица земли — с помощью обычной тряпки и чистящего порошка.

Не избежали этой участи и многие работы всемирно известного современного художника Бэнкси. В марте 2007 года городской совет Бристоля поручил компании Nordic удалить на одной из улиц все граффити, кроме пятиметрового граффити Бэнкси. Подрядчики как-то упустили из виду это «незначительное» замечание, и одна из самых ранних работ Бэнкси была уничтожена.

Всего через месяц подобная участь постигла граффити, на котором Бэнкси изобразил Джона Траволту и Сэмюэля Л. Джексона с бананами вместо пистолетов. Работу, оценённую в 300 000 фунтов стерлингов, закрасили сотрудники лондонской транспортной службы. В самой службе скандал вокруг погибшего шедевра прокомментировали так: «Наши службы по борьбе с граффити состоят из профессиональных уборщиков, а не из арт-критиков».

Полицейского, досматривающего девушку, отмыли добела со стены в Гластонбери. Мельбурнскую крысу на парашюте разрушили при проведении сантехнических работ. В 2009 году власти Вестминстера заявили, что удалят все граффити в районе независимо от статуса их создателя. «У Бэнкси не больше прав рисовать граффити, чем у ребёнка», — заявили чиновники, редко выходящие на улицы города, и удалили знаменитую надпись «One nation under CCTV». Впрочем, и сам художник — как и многие его последователи — признаёт, что произведения стрит-арта неизбежно находятся в «зоне риска». И то, что их периодически закрашивают или отмывают керхером — это совершенно нормальное явление.

Впрочем, художники — народ изобретательный. Раз уж запрещено наносить на стены краску, то почему бы не отмыть грязную стену, чтобы получилось изображение? Ведь мыть их от грязи и пыли ещё никто не запрещал! Художник просто прикладывает к стене трафарет, а затем отмывает её водой под давлением. Получается так называемое «реверсивное граффити», не требующее ни красок, ни маркеров. Правда, картины, выполненные в этой технике, не могут соперничать с классическим граффити ни по яркости, ни по долговечности. Но таких стрит-арт художников, как Пол Кёртис и Александр Орион, это ничуть не смутило.

На вопрос «быть или не быть стрит-арту?» сложно ответить однозначно. С одной стороны, он неизбежно будет — даже если его запретят, отмоют и закрасят. С другой стороны, уличные художники вполне способны сделать город прекраснее, удивить местных жителей и даже привлечь туристов — конечно, если это и вправду искусство, а не обычный вандализм. Ведь искусство — это тоже своего рода способ очищения. Как говорил Пабло Пикассо, именно оно «очищает наши души от пыли повседневности». И мы надеемся, что разумный компромисс однажды будет найден.

Понравилась статья?

Подписывайтесь на нашу рассылку




Делитесь с друзьями в социальных сетях


Назад к списку