Хотите получить скидку на уборку 10%

Подпишитесь на рассылку.

В рассылке публикуем опросы, голосования за нововведения в компании и скрытые акции

Форма заказа

м2
Поля, отмеченые *, обязательны для заполнения

Cогласен с обработкой моих персональных данных в соответствии с ФЗ РФ от 27.06.06 г. N°152-ФЗ «О персональных данных».

Время чтения 10 минут. Нет времени читать?

Вышлем статью на почту




Как чистили Сикстинскую капеллу

капелла

Сикстинская капелла в Ватикане — один из самых впечатляющих памятников эпохи Возрождения. Однако, с момента первой службы, прошедшей в 1481 году, утекло немало воды: здание заметно постарело, а грязь скрыла великолепие декора. Знаменитые фрески Микеланджело так потемнели от копоти, что некоторые критики даже утверждали: великий мастер был выдающимся скульптором, но совершенно не чувствовал цвет. Во многих местах проходили трещины, потолок усеяли пятна. Здесь и там на стенах и потолке образовалась белая соляная корка.

Сделать в Сикстинской капелле «генеральную уборку» пытались не менее десятка раз. Во времена Микеланджело соляную корку не счищали, а покрывали льняным маслом — так она становилась прозрачной. Сто лет спустя неизвестный мастер тщательно протёр все фрески льняной тканью и хлебным мякишем. В 1713 году кто-то использовал вино, чтобы растворить жирный налёт. Нашёлся и тот, кто попытался «оживить» цвета с помощью слоя лака.

Тем не менее, фрески продолжали темнеть. С каждой мессой от свечей поднимались частицы воска и копоти, а всякий раз, когда в капелле открывали окна, внутрь попадал чёрный дым автомобильных выхлопов, закономерный для центра Рима. Довершили картину толпы туристов, провоцирующие резкие изменения температуры и влажности внутри капеллы.

В 1981 году власти Ватикана приняли решение сохранить фрески Сикстинской капеллы — в первую очередь, фреску Микеланджело «Страшный суд». Но даже самым опытным экспертам было не так-то просто выбрать стратегию очистки загрязнений. Слишком велик был риск, что шедевры пострадают от «генеральной уборки». Поскольку фреска пишется по сырой штукатурке, пигменты красок, как правило, полностью впитываются в поверхность стены, становясь с ней как бы одним целым. Поэтому специалисты решились удалить загрязнения, применив дистиллированную воду и мягкие чистящие средства.

Работа была долгой и кропотливой. На чистку фресок реставраторам потребовалось больше времени, чем Микеланджело на их создание. Когда капелла вновь открылась, публика была поражена. Рисунки стали яркими, словно постеры. Никто и не подозревал, что Микеланджело мог использовать такие смелые цвета... Пожалуй, даже чересчур смелые и кричащие! Да и сами фигуры стали казаться какими-то слишком плоскими...

Присмотревшись внимательнее, ценители живописи пришли в ужас. Исчезли целые детали, которые были прописаны на фресках тёмными цветами. Некоторые тени ушли в никуда, а другие стали красными. У двух или трёх персонажей полностью исчезли глаза... что и говорить, жутковатое зрелище!

Оказывается, поверх фресок великий мастер рисовал уже в другой технике — по сухой штукатурке, или «a secco»! Вместе с грязью и копотью реставраторы удалили целый слой, без которого картины уже не были полноценными. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что ничего подобного не было, и тёмный слой был сотворён рукой другого, более позднего мастера, так что фрески обрели самый что ни на есть первоначальный вид. Спор на тему «что делать и кто виноват?» продолжается по сей день. Вот к чему может привести генеральная уборка в капелле XV века!

Понравилась статья?

Подписывайтесь на нашу рассылку




Делитесь с друзьями в социальных сетях


Назад к списку